Что такое "медиация"?
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Состав службы школьной медиации в БОУ г. Омска «Гимназия № 159» на 2019-2020 уч.г:
- Лендер Марина Алексеевна - педагог-психолог,
- Гурьева Александра Викторовна – социальный педагог,
- Власова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания,
- Кислова Ирина Петровна - учитель начальных классов.
Происходит отбор среди старшеклассников на роль медиаторов в службе школьной медиации посредством проведения с ними бесед, а также с помощью анкетирования.
Направления деятельности службы школьной медиации:
1) проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;
2) разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;
3) предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
4) формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);
5) профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма);
6) профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правовая основа создания и деятельности службы школьной медиации:
-Конституция Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);
-Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.;
-Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
-Национальная стратегия действий в интересах детей" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы").
-План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р
-Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн)
Основные принципы медиации:
- Добровольность участия для конфликтующих сторон, которая предполагает, что: - вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным (никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине), а медиатор - свободно выбранным (никто не может навязать его кандидатуру); - все решения принимаются только по взаимному согласию сторон; - каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.
- Равноправие сторон - им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения
- Нейтральности медиатора - в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.
- Конфиденциальность - все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается тайным (исключение - информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена). Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения.
- Информированность сторон - медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию.
- Независимость служб медиации - служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
- Заглаживание вреда обидчиком - в ситуации, в которых есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
- Ответственность сторон и медиатора - медиатор отвечает за безопасность участников на встрече. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Основные функции школьной службы примирения:
- Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;
- Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;
- Воспитательная (стимулирование развития самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений);
- Профилактическая (предотвращение конфликтов)
Достижение поставленной цели в рамках метода школьной медиации обеспечивается путем решения следующих основных задач:
1) создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп (включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении);
2) формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса в целях повышения их социальной компетентности (образовательный аспект), а также для решения задач воспитательного характера (для формирования у учащихся конфликтологической культуры, самостоятельности, ответственности, социальной нормативности);
3) повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении